Руководителю организации (работодателю)

Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагает на работодателя. Двадцать две обязанности подробно перечислены в статье 212, в том числе и обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Все обязанности важны, выполнение любой регламентируется многочисленными нормативными правовыми актами. Руководителю важно быть уверенным, что у него есть полный комплект нормативов, требования которых он должен выполнять и, что не менее важно, иметь актуализированные, то есть действующие в настоящее время, редакции этих нормативов. Отсутствие документа или работа по устаревшему документу является одними из грубейших нарушений трудового законодательства со всеми неприятными последствиями от штрафа до привлечения к уголовной ответственности.

С другой стороны, сегодня трудовое законодательство дает возможность сэкономить до 4,42% начисленной по всем основаниям оплаты труда работников за год. Но, к сожаленью, не все работодатели знают, что на 40% можно уменьшить страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных Фонду социального страхования Российской Федерации, можно потратить на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Таким образом, отсутствие в организации нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, невыгодно и экономически.

Наряду с Трудовым кодексом и иными федеральными законодательными актами, непосредственно затрагивающими вопросы условий и охраны труда, действуют 400 государственных стандартов по охране труда, 900 отраслевых стандартов, 150 санитарных и гигиенических правил и ряд других документов. Специалисты оценивают общее количество нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда от 8 до 10 тысяч. Это по объему небольшая районная библиотека. И если учесть, что все эти документы «живут»: изменяются, заменяются новыми и т.п., то уследить за такой «библиотекой» сложно и дорого.

Особенно активно процесс обновления нормативной правовой базы по охране труда развивается с 2007 года. Это связано с радикальным изменением Трудового кодекса Российской Федерации, при котором с 6 октября 2006 года внесены изменения более чем в 300 статей, 20 изменений в Трудовой кодекс внесены и позднее, последние в декабре 2010 года. При этом необходимо иметь в виду, что эти изменения устанавливают только общие принципы регулирования того или иного вопроса, а конкретный механизм и правила будут определены в дальнейшем Правительством РФ или Минздравсоцразвития РФ. Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ необходимо разработать и утвердить многие другие нормативные правовые акты.

2008 год стал началом перехода на новые принципы предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. Предстоит перейти от «списочного» принципа, когда такие компенсации, как дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, повышенный размер оплаты труда, лечебно-профилактическое питание, пенсии на льготных основаниях предоставляются в соответствии с соответствующими Списками работ и профессий к предоставлению компенсаций по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Соответствующие изменения уже внесены в Трудовой кодекс РФ, которые, в частности, закрепляют право работодателя не устанавливать компенсации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, если они подтверждены результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда. Решения Правительства РФ и Минздравсоцразвития России, устанавливающие и конкретизирующие порядок предоставления компенсаций, планируется принять в ближайшее время. Так, уже принято постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Одновременно с изменением трудового законодательства с 1 сентября 2008 года приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.07.2007 года № 569 введен в действие новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, впервые предусматривающий:

• расширение круга работодателей, обязанных проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, включая работодателей — физических лиц, являющимися индивидуальными предпринимателями;

• расширение перечня целей, в которых могут использоваться результаты аттестации рабочих мест;

• обязательность направления итоговых результатов аттестации рабочих мест в государственную инспекцию труда.

С другой стороны, в Российской Федерации в заключительную фазу вступает переход от действующей в настоящее время законодательной базы, где требования к процессам эксплуатации, производства, реализации, транспортировки, хранения и утилизации продукции сосредоточены в разнообразных по своей структуре нормативных правовых актах (ГОСТах, СНиПах, СанПиНах и т.п.) к системе технических регламентов и национальных стандартов и их гармонизации с международными нормативными актами. Сроки этого перехода определены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в период с 1 июля 2003 года по 1 июля 2010 года.

Уже сейчас на федеральном уровне ведётся разработка проектов общих и специальных технических регламентов по различным объектам и сферам технического регулирования Технические регламенты в будущем должны стать ключевым звеном в системе нормирования безопасности, позволяющим существенно обновить и упорядочить нормативную базу, установить единые и обязательные требования для всех участников процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации продукции. Уже приняты технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, о безопасности машин и оборудования, о безопасности колесных транспортных средств и др.

Чтобы не утонуть в этом море информации, Вы можете обратиться в Королевский филиал НП «Центр охраны труда Московской области».

Наши специалисты оперативно и профессионально выполнят Вашу обязанность, как работодателя, и сформируют комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности Вашей организации.

Комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, включает законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности Вашей организации. Все включенные в комплект нормативные правовые акты актуализированы (внесены все изменения и дополнения).

Основу комплекта нормативных правовых актов составляют федеральные и областные законы, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Московской области, постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, постановления Фонда социального страхования Российской Федерации и другие документы, определяющие организацию охраны труда в организации и обеспечивающие безопасные условия и охрану труда, в том числе регламентирующие:

• безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

• применение средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

• условия труда на каждом рабочем месте;

• режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

• обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;

• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

• проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников;

• предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

• порядок допуска должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• порядок ознакомления работников с требованиями охраны труда.

Состав нормативных правовых актов соответствует также федеральным примерным учебным планам обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и примерному учебному плану подготовки специалистов по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному распоряжением Мособлтруда от 08 июля 2009 г. № 14-Р «О подготовке специалистов по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда».

Комплект нормативных правовых актов выпускается на электронном носителе в двух частях:

• Базовая;

• Специальная.

В базовой части комплекта собрано более 250 нормативных правовых актов, которые регулируют общие вопросы охраны труда и должны быть в наличии во всех организациях, независимо от вида экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы. В качестве «бонуса» включены актуализированные тексты всех кодексов Российской Федерации.

Специальная часть комплекта нормативных правовых актов составляется применительно к конкретной организации, исходя из используемых в организации технологических процессов, состава оборудования, сырья и материалов, характера и вида проводимых работ, другой специфики организации.

Каждая часть комплекта содержит список входящих в него нормативных правовых актов. На основании этих списков рекомендуется составить «Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации», согласовать его с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом и утвердить руководителем организации.

Comments are closed.